воскресенье, 16 июня 2013 г.

Совет Конкуренции о продуктах собственных торговых марок. (private label)

Гуляя по старому городу на днях, я зашёл в киоск Нарвесен, чтобы купить минеральной воды. Выбирая воду и изучая цены, я заметил одну закономерность – продукция, произведённая самим Нарвесен, стоит гораздо дешевле, чем аналогичные товары других производителей. Присмотревшись получше я понял, что данная закономерность распространяется не только на воду, но и на другие товары. Таким образом, бутылка минеральной воды (0,5 л) Нарвесен стоила 45 сантимов, в то время как бутылка воды такого же объёма, но других производителей стоила в среднем 80 - 90 сантимов (разница в 2 раза). Не желая переплачивать вдвое, я купил воду Нарвесен, при этом задав себе вопрос – а не является ли это нарушением норм конкуренции?

С этим же вопросом я обратился в Совет Конкуренции. Более детальный ответ на мой вопрос смогла дать помощница председателя, Инита Кабанова.

"В описанной вами ситуации, Нарвесен имеет право так действовать – предприятие может свободно указывать цены для товаров, которыми оно торгует. Указывая цену, предприятие само оценивает спрос и покупные возможности потребителей, а также риск того, что в случае слишком большой наценки потребители будут искать данный товар в других местах торговли, где его можно приобрести дешевле. Товары собственной торговой марки (private label), такие как вода Нарвесен или продукты других крупных торговых предприятий, как правило, требуют меньших расходов при реализации (меньше расходы на маркетинг, дешевле стоимость упаковок, большой объём продаж и.т.д.), поэтому обычно продаются гораздо дешевле.

Ценовую стратегию и влияние на конкуренцию Нарвесена стоило бы оценивать лишь в случае, если бы данное предприятие занимало доминирующее положение на конкретном рынке. На сегодняшний день, нет основания полагать, что Нарвесен занимает доминирующее положение на рынке розничной торговли минеральной воды. Это было бы так, в случае, если у производителей минеральной воды не было бы других каналов реализации, и при этом они бы не имели возможности легко создать собственное место торговли, в результате чего, они были бы вынуждены сотрудничать с Нарвесен, чтобы доставить свою продукцию потребителям."